Федеральный закон от 01.05.2016 N 136-ФЗ

16 мая 2016

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Федеральный закон от 01.05.2016 N 136-ФЗ

 

 

О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"

 

 

Принят Государственной Думой

22 апреля 2016 года

 

Одобрен Советом Федерации 27 апреля 2016 года

 

 

Статья 1

Подпункт 3 пункта 2_2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст.1401; 2001, N 44, ст.4149; 2003, N 1, ст.13; 2007, N 30, ст.3754; 2008, N 18, ст.1942; N 30, ст.3616; 2009, N 30, ст.3739; N 52, ст.6417; 2010, N 31, ст.4196; N 50, ст.6597; 2011, N 49, ст.7057; 2013, N 52, ст.6986; 2014, N 30, ст.4217; N 45, ст.6155; N 49, ст.6915; 2016, N 1, ст.5) дополнить словами "(при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица)".

 

 

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст.6991; 2014, N 26, ст.3366) следующие изменения:

 

1) пункт 2 части 2 статьи 4 дополнить словами "и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений)";

 

Комментарии эксперта:

Работодатель обязан предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

 

2) пункт 2 части 1 статьи 5 после слов "(далее также - эксперт)," дополнить словами "с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и";

 

Комментарии эксперта:

Работник вправе обращаться с предложениями по осуществлению на его рабочем местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

 

3) в пункте 3 части 2 статьи 6 слова "методы исследований (испытаний) и" исключить;

 

Комментарии эксперта:

предусмотрена возможность применения до 31 декабря 2020 года методик (методов) измерений вредных и (или) опасных производственных факторов без проведения их аттестации.

 

4) в статье 10:

 

а) в пункте 1 части 6 слова "трудовой пенсии по старости" заменить словами "страховой пенсии по старости";

 

Комментарии эксперта:

приведено в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г «О страховых пенсиях».

 

б) дополнить частью 8 следующего содержания:

 

"8. Эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда, в целях определения перечня, указанного в части 7 настоящей статьи, может осуществлять:

1) изучение документации, характеризующей технологический процесс, используемые на рабочем месте производственное оборудование, материалы и сырье, и документов, регламентирующих обязанности работника, занятого на данном рабочем месте;

2) обследование рабочего места;

3) ознакомление с работами, фактически выполняемыми работником на рабочем месте;

4) иные мероприятия, предусмотренные процедурой осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, согласно методике проведения специальной оценки условий труда.";

 

Комментарии эксперта:

уточняется порядок определения вредных производственных факторов на «списочных» рабочих местах, в отношении которых не проводится идентификация;

 

5) в статье 11:

а) часть 1 после слов "не выявлены," дополнить словами "а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона,";

б) часть 5 после слов "производственных факторов," дополнить словами "либо в отношении работника и (или) на его рабочем месте выявлены в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации,";

 

Комментарии эксперта:

предусмотрена возможность декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны оптимальными и допустимыми (за исключением списочных рабочих мест). При этом отмечено, что действие декларации должно быть прекращено, если в отношении работника или на его рабочем месте в ходе проверки выявлены нарушения государственных нормативных требований охраны труда.

 

6) в статье 12:

а) в части 3 слова "и иными" заменить словами "и (или) иными";

б) в части 4 слова "методы исследований (испытаний) и" исключить;

в) часть 5 изложить в следующей редакции:

 

"5. Методики (методы) измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов, определяются организацией, проводящей специальную оценку условий труда, самостоятельно.";

 

Комментарии эксперта:

предусмотрена возможность применения до 31 декабря 2020 года методик (методов) измерений вредных и (или) опасных производственных факторов без проведения их аттестации.

 

7) в части 7 статьи 14 слова "территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по месту нахождения соответствующих рабочих мест" заменить словами "федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора,";

 

Комментарии эксперта:

пункт касается снижения класса условий труда при применении эффективных СИЗ.

более чем на одну степень можно будет снизить только при согласовании с
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

8) в статье 15:

а) пункт 5 части 1 изложить в следующей редакции:

"5) протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки)";

 

Комментарии эксперта:

Протокол оценки эффективности СИЗ оформляется только в случае, если проводится снижение класса.

 

б) в части 4 слова "пунктами 1, 2 и 9" заменить словами "пунктами 1-4, 7 и 9";

 

Комментарии эксперта:

Уточняются сведения в отчете на декларируемые рабочие места.

 

в) дополнить частью 5_1 следующего содержания:

"5_1. Работодатель в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда обязан уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку условий труда, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета о проведении специальной оценки условий труда заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. При наличии в отчете о проведении специальной оценки условий труда сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, направление копии указанного отчета осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.";

 

Комментарии эксперта:

установлена обязанность работодателя уведомлять организацию, проводившую спецоценку условий труда (СОУТ), об утверждении отчета о проведении СОУТ.

 

9) в статье 17:

а) пункт 2 части 1 дополнить словами "или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации";

 

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

"2. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4-7 части 1 настоящей статьи.";

 

в) дополнить частью 3 следующего содержания:

"3. В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя - индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя - юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3-5 и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.";

 

г) дополнить частью 4 следующего содержания:

"4. В случае проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой получены с нарушениями требований настоящего Федерального закона.";

 

Комментарии эксперта:

уточнены и сроки проведения внеплановой СОУТ:

-не более 12 месяцев - при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса и замене производственного оборудования;

- не более 6 месяцев - для остальных случаев, предусмотренных статьей 17 Закона о СОУТ

Работодателю можно не проводить внеплановую спецоценку при реорганизации в случае неизменности условий труда на рабочем месте;

 

10) в статье 18:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

"1. Результаты проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее - информационная система учета), за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.";

 

б) в пункте 2 части 2:

подпункт "д" изложить в следующей редакции:

"д) класс (подкласс) условий труда на данном рабочем месте, а также класс (подкласс) условий труда в отношении каждого вредного и (или) опасного производственных факторов с указанием их наименования, единиц их измерения, измеренных значений, соответствующих нормативов (гигиенических нормативов) условий труда, продолжительности воздействия данных вредных и (или) опасных производственных факторов на работника и сведений о снижении класса (подкласса) условий труда на основании оценки эффективности средств индивидуальной защиты, включая реквизиты протокола оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки);";

 

подпункт "е" изложить в следующей редакции:

"е) основание для формирования прав работников, занятых на данном рабочем месте, на досрочное назначение страховой пенсии по старости (при наличии таких прав);";

 

дополнить подпунктом "и" следующего содержания:

"и) сведения о принятии федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, решения о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;";

 

Комментарии эксперта:

конкретизированы вопросы, касающиеся передачи результатов проведения СОУТ в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения СОУТ с учетом требований законодательства РФ о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне.

 

 

11) пункт 2 части 1 статьи 19 изложить в следующей редакции:

"2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования";

 

Комментарии эксперта:

Из требований к ОПСОУТ исключено, что один из экспертов должен быть врачом.

 

12) пункт 1 части 4 статьи 21 изложить в следующей редакции:

"1) полное наименование организации, место ее нахождения, наименования и места нахождения филиалов и представительств организации (при наличии)";

 

Комментарии эксперта:

расширен перечень сведений, содержащихся в реестре организаций, проводящих спецоценку, за счет информации о филиалах и представительствах таких организаций.

 

13) в части 2 статьи 24:

а) пункт 1 дополнить словами ", организаций, проводивших специальную оценку условий труда";

б) пункт 2 дополнить словами ", организаций, проводивших специальную оценку условий труда";

 

Комментарии эксперта:

Организации, проводящие специальную оценку условий труда смогут подавать результаты СОУТ на Экспертизу качества.

 

14) статью 27 дополнить частью 7 следующего содержания:

"7. При проведении измерений вредных и (или) опасных производственных факторов допускается применение методик (методов) измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, допущенных к применению в порядке, установленном до дня вступления в силу Федерального закона от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", в том числе утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, без проведения их аттестации. Аттестация указанных в настоящей части методик (методов) измерений должна быть завершена не позднее 31 декабря 2020 года.".

 

Комментарии эксперта:

Предусмотрена возможность применения до 31 декабря 2020 года методик (методов) измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, допущенных к применению в порядке, установленном до дня вступления в силу , то есть без проведения их аттестации.

 

 

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

2. Действие положений части 1 статьи 11 и части 7 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.

 

3. Положения части 7 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются до 1 января 2021 года.

 

4. В отношении рабочих мест, условия труда на которых на день вступления в силу настоящего Федерального закона по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения уточненная декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с включением в нее данных рабочих мест.

 

Комментарии эксперта:

Работодатели, у которых проведена СОУТ, могут подать уточненные декларации на рабочие места с 1 и 2 классом (за исключением списочных).

 

 

 

Президент

Российской Федерации В.Путин

Москва, Кремль

1 мая 2016 года N 136-ФЗ

26 апреля 2013
25 апреля 2013 года состоялось совещание «Реализация государственной политики в сфере охраны труда», приуроченное к Всемирному дню охраны труда и в честь 10-летия АНО ТО «НИИ БЖД». Основным организатором данного мероприятия была Автономная некоммерческая организация Тюменской области «Научно-исследовательский институт безопасности жизнедеятельности» при поддержке Департамента труда и занятости нас
14 марта 2014
Начиная разговор об аутсорсинге по охране труда, напомним, что означает это иностранное слово. Аутсорсинг - это распространенный способ передачи непрофильных для организации функций, таких как бухгалтерский учет, юридическое, кадровое обслуживание и т.д. профессиональной организации на постоянной основе и на условиях ответственности.
14 марта 2014
Тема Всемирного дня охраны труда в 2014 году: «Охрана труда при использовании химических веществ на рабочих местах».


Закрыть
Обратная связь
Закрыть
*-поля, обязательные для заполнения
Заказать обратный звонок
Закрыть
*-поля, обязательные для заполнения
Заявка на услугу
Закрыть
*-поля, обязательные для заполнения
Заявка на вступление в АСОТ
Закрыть
*-поля, обязательные для заполнения
Наверх!